Лотос приморье лекарственные препараты восточная медицинаВот и снова зацвёл в Приморье лотос – одно из прекраснейших водных растений всей нашей планеты, “нимфа нелюмбо”. Священный цветок Востока, которому поклоняются во всем мире, который занимает почётное место в религиозных обрядах, в преданиях и легендах, где главными действующими лицами выступают верховные божества. 

Лотос – это 136 лекарственных препаратов восточной медицины, возрождающих тело и душу.

Лотос вырастает из топкого грязного ила, но всегда бывает чист и всегда обращён к солнцу. Этот цветок символизирует благородного человека, к которому не пристаёт никакая житейская грязь. Но сам лотос, владыка всех других цветов, перед которым меркнут даже многократно воспетые розы и хризантемы, нуждается в нашей защите.
Ибо деятельность человеческая порой так жестока по отношению к природе.

Вот пример. Было в Анучинском районе, одном из богатейших в прошлом на лотосовые водоёмы, великолепное озеро Казённое. Сыпанули окрест него на рисовые поля без меры ядохимикатов – и не стало в озере ни рыбы, ни лотоса. Сгорело озеро. И другие водоёмы вокруг омертвели.

Что же ты делаешь, человек?

Но, оказывается, есть в Приморье энтузиасты, сражающиеся за лотос. Тихо и незаметно возрождающие или создающие места заповедные. К сожалению, чаще всего – в одиночку. Ибо даже и многочисленные наши природоохранные комитеты, в лучшем случае, занимаются профилактикой исчезновения лотоса, но не расширением географии его популяции.

В лотос нужно влюбиться. Как в человека…

Первая моя попытка встретиться с Еленой Гелич закончилась ничем: её соседи сообщили, что только что уехала она в Анучинский район. И если завтра не перехвачу её, то потом искать следует во Владивостоке. На всякий случай побродил по бережку озерца, о котором прознал как о лотосовом маточнике Елены Ивановны. К этому озерцу выходит чудесная родовая усадьба Геличей, созданная десятилетия назад её дедом и родителями. Полюбовался ещё не раскрытыми бутонами чудо-цветка, его плавающими по воде мощными округлыми листьями.

Однако утро следующего дня было более удачным. Елена Ивановна предстала передо мною вся в порезах. Они в большом количестве пересекали руки и ноги – боли, пожалуй, будет на целую неделю…
— Зато одним лотосовым озером в Приморье стало больше, — успокоила она меня. — Посадили корневища в Новогордеевке, там красивый и подходящий водоём находится прямо у дороги на Владивосток. Пусть едут люди, любуются. А недавно несколько озёр засадили лотосом в Пограничном районе. Я всю жизнь мечтала заниматься лотосами – и вот пришла к этому.

Учитель английского языка из 61-й владивостокской школы, к тому же владеющая немецким, она с детства тянулась к природе. А в природе – к лотосу, о котором была много наслышана и который всё стремилась увидеть. Родилась Елена и выросла в Яковлевском районе, на железнодорожной станции Сысоевка. Потом – пединститут, преподавательская работа в школе, которую окончила, в крупнейшем селе района Новосысоевка. И вот резкая ломка жизни в сторону-таки природы: переезд в Староварваровку — и 12 лет директорства в единственном в стране музее женьшеня. До тех пор, пока не прекратилось его финансирование.

И — снова на родину. Устроилась в воинскую часть переводчицей. А тут приятельница показывает вдруг свое фото на фоне целого моря лотосов. И оказывается, ехать-то далеко не надо. Сослуживец Александр Васильков не только согласился свозить Елену на озёра вблизи Достоевки, но и стал первым её помощником в осуществлении заветной мечты. Вдвоём они несколько дней по вечерам чистили водоём соток на 20, прилегающий к усадьбе Геличей, когда-то вырытый для домашней водоплавающей птицы, но в последние годы превращённый соседями в помойку. Александр и Елена выбрасывали на берег старые автопокрышки, деревянные и металлические бочки и прочую рухлядь, удалённую потом с рукотворной заповедной территории. Даже на простуду нарвалась Елена – ещё бы, часами не вылезать из холодной воды. А сколько порезов от стекла и металла было…

Завершающим же аккордом в этой тайной операции 1995 года стала посадка десяти корневищ лотоса, привезённых из-под Достоевки. И высаживались они в полночь, при свете фонаря и луны – чтобы лихой человек не испортил эту святую задумку.
— Вот от природоохранников только и слышу: нельзя трогать лотос, нельзя пересаживать его в другие места, — возмущается Елена. – А почему нельзя? Это ведь значит, сохранять то ненормальное положение с лотосами, которое мы наблюдаем сегодня. А именно: действительно, планетная красота просто локализована, недоступна для множества людей. И вместо того, чтобы всеми возможными мерами обеспечить общение людей с лотосом, мы, наоборот, всё так же “не пущаем”. В то время, как, например, в Индии и Китае дети воспитываются на лотосе.

Лотос не может мигрировать сам – переносчиком его в другие места являются те же дикие кабаны, да птица вроде цапли. Но сколько их, кабанов да цапель, у нас осталось?..

Лотосы Елены Гелич зацвели в прошлом году. На радость всей округе, устремившейся к её озеру подивиться на чудо, многими ещё не виданное. Приезжая в Сысоевку, она каждое утро спешила на озеро, чтобы услышать и увидеть, как звучным раскрытием бутонов, шорохом лепестков её лотосы приветствуют восход солнца. Как днем плещутся вдоль берегов розовым маревом. И как вечером, повёрнутые вослед заходящему солнцу, снова тихо-тихо закрываются в бутоны.

О её чудо-лотосах прослышали во многих местах Приморья. В течение десяти дней, например, отдыхал здесь с семьёй вьетнамский врач Банг, работающий в краевом центре нетрадиционной медицины. Экскурсии сюда проводило Арсеньевское общество слепых. К столь необычному милосердию Елена обращается не случайно: это дань памяти матери, проведшей в слепоте последние годы своей жизни.

И вот трогательный случай: одна из бабушек, не имевшая даже остаточного зрения, вдруг расплакалась:
— Я так счастлива… я держала его, я осязала его, я наслаждалась божественными запахами лотоса!

И Елена решила продолжить свою лотосовую миссию. Она прочла соответствующую литературу, она сделала верными союзниками своего сына-семиклассника Алешу и дочь Аню. Но для благого дела нужны были деньги, которых никто не давал. И тогда она разработала социально-экологический грант под названием “Посади лотос”, предъявив его американскому фонду “Иссар”. Смысл: вот есть озеро, есть почти полностью безработное село. На базе маточника организовывается целая сеть лотосовых водоёмов, создаётся уникальный природный туркомплекс, обслуживаемый селянами. Однако в “Иссаре”, видимо, специалиста по этой части не нашлось – грант остался в проекте.

Но Елена продолжала действовать, тратя собственные деньги – сотнями и тысячами – на его хотя бы частичное воплощение.

И к концу прошлого года её стараниями, а также деяниями её добровольных помощников, которыми Бог её награждает постоянно, в Приморье появилось 11 новых лотосовых озёр. В этом году – ещё более десятка. Сын Алёша помнит их все наперечёт. И так же, как мама, вплетает в нашу с ним беседу о лотосах сказания из мифов и легенд.

— По преданиям, бог Ра родился в цветке голубого египетского лотоса, — сообщает он мне. — А мусульмане считают, что лотос всегда находится по левую руку Аллаха. В то же время, где бы ни ступил Будда – всюду вырастает цветок лотоса.

Но — ближе к земному. В переводе – где бы ни ступила нога Геличей, появляется лотос. Они внимательно изучают приморские водоёмы:

  • на чистоту – желательно, чтобы были там её предвестники – раки;
  • на донный грунт – чтобы озёра были устланы илом живительным;
  • на растительность, которая помогала бы лотосу закрепиться в водоёме корневищами и вырасти, с которой лотос подружился бы. Аир, к примеру, плоскуха.

А потом – добыча корневищ лотоса и их посадка.

Геличи убедились, что семенами лотос трудно размножать. У семян твёрдая кожура, порой непробиваемая для нежных ростков. Говорят, в Китае нашли семя лотоса, пролежавшее в озере около миллиона лет и только недавно давшее жизнь лотосу.

Между прочим, занятие это — работа по добыче корня лотоса и посадке его — может быть довольно опасным. Так, однажды Елена уже и с самой жизнью распрощалась.
— Сейчас мне смешно, — вспоминает она, — а тогда чуть не утонула. — Стала выкапывать корень лотоса, чувствую — трясина засасывает. В последний момент под водой увидела бревно, вцепилась в него и еле вырвалась.

И бед хватает Геличам. Их лотосовый маточник тут же облюбовали шустрые ондатры, умудрились за зиму съесть большую часть лотосов. Увидела это по весне Елена – расплакалась. Организовала отлов зверьков. Дело-то спасать надо.

То дамбу ливнями размыло, и озеро разом обмелело… Вот работы было, чтобы восстановить всё и лотосы отходить.

Геличи в своём проекте уже вышли за пределы Приморья. Так, на Алтае скоро зацветут их два озера, где заложила в грунт корневища лотосов дочь Елены – Анна, студентка Владивостокского художественного училища, побывавшая в Нижнем Уймоне. И ещё пару озёр Анна облагородит нынче лотосом.

К тому же, и окраска цветков лотоса через тройку лет, возможно, разнообразится. Большая подвижница приморской природы Валентина Михайловна Безкоровайная, прожившая несколько лет в Греции (у Валентины Михайловны, по выражению Елены, «дома растет всё»), привезла Геличам 10 орешков белого лотоса. Вот обточат их, уменьшив толщину кожуры, — и в воду. Повезёт – и станут наши лотосовые озёра бело-розовыми…

Как благодарна Елена Валентине Михайловне!

И ещё она очень благодарна Владимиру Балакину – директору Сысоевского филиала “Приморнефтепродукта”. То в поддержании водоёма он чем-то поможет, то автобус даст для экскурсии из Арсеньева. Елене бы вообще – обыкновенного земного участия. Хотя некоторые «коммерческие тузы» так отвечают на просьбу о помощи тем же автобусом:

— Яхту – это пожалуйста. На что вам автобус?

… В эти дни в её доме поселились 15 мальчишек и девчонок из Владивостока. Здесь начал действовать эколого-лингвистический лагерь, цель которого — дать детям наглядное представление о лотосовой красоте и лучше усвоить родной и английский языки. На 150-метровом лесном переходе от усадьбы до озера насчитываются десятки видов растений – деревьев и трав. Вот-вот пойдут грибы. Всё это школьники будут называть чётко и грамотно на двух языках. Предполагается приезд на несколько дней американцев из одной религиозной общины.

Тем временем Елена создаёт краевую эколого-лингвистическую организацию “Лотос”, но боится чиновничьих шпилек, которые, знает по опыту, придется трудно преодолевать. Скажем, за ту же регистрацию деньги нужно выложить.

Лотос Приморье король цветов источник вдохновения здоровьеЕё мини-заповедник лотосов – обкатка проекта на практике. И в то же время – действенная пропаганда лотоса. В цветок этот уже действительно влюбились в их 61-й школе. Даже её танцевальный образцово-показательный ансамбль “Алиса” под руководством хореографа Елены Кузиной сделал постановку танца “Лотос” и блестяще выступил с ним в Японии.

… Размножайся и радуй нас, лотос, своим великолепным бутоном, король всех цветов – источник вдохновения нашего и здоровья.

Виктор ДЕБЕЛОВ
газета «Владивосток»

Оригинал статьи здесь: http://www.gardenia.ru/pages/lotos_002.htm